Логопедическое обследование проходит в присутствии родителей. Психологи считают, что если на прием приходят оба родителя, то проблема ребенка серьезно беспокоит семью. Присутствие двух родителей позволяет достоверно отвечать на вопросы и дополнять друг-друга.
Во время логопедического обследования собирается следующая информация:
1. Общие сведения о ребенке и родителях
2. Анамнез (как протекала беременность, роды)
3. Раннее физическое развитие ребенка
4. Раннее речевое развитие ребенка
5. Общее состояние ребенка на момент обследования:
· Эмоционально-волевое состояние ребенка во время диагностики
· Выполнение речевых инструкций
· Состояние активного (пассивного) словаря
· Состояние грамматического строя речи
· Сформированость фонематического слуха
· Строение артикуляционного аппарата
· Особенности звукопроизношения
· Наличие специфических ошибок на письме и при чтении (у школьников)
Если поступают маленькие дети до 3-х лет с задержкой речевого развития, логопед определяет:
· Количество слов в активном словаре.
· Наличие/отсутствие фразовой речи.
· Разборчивость речи и возможные причины нарушения (нарушение слоговой структуры слова, назальный /гнусавый/ оттенок голоса, тип дыхания, зубочелюстные нарушения, тонус артикуляционной мускулатуры и пр.)
В конце диагностики логопед озвучивает логопедическое заключение, составляет план коррекционной работы, при необходимости, направляет на консультацию к неврологу, оториноларингологу, ортодонту и другим специалистам.