Меню

Общее недоразвитие речи

Общеенедоразвитие речи (ОНР) — это определение объединяет различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при сохранном интеллекте и слухе.

Принято различать 4 уровня ОНР.

Дети с общим недоразвитием речи 1 уровня не владеют фразой речью. Они используют ограниченный набор слов, слогов, звукокомплексов, но хорошо понимают речь окружающих и выполняют различные инструкции.

Дети с ОНР 2 уровня используют простую малопонятную фразу. Их понимают только близкие и специалисты. Дети понимают речь окружающих, по заданию взрослых находят нужные картинки и предметы, показывают и называют (искаженно) их. В речи этих детей уже присутствуют глаголы, прилагательные. («А не у бо ми» - Я не хочу играть с большим мишкой). У них сформированы все сенсорные эталоны (цвет, форма, величина, количество и пр.).

Дети с 3 уровнем пользуются развернутой фразой. Структура фразы нарушена. У этих детей отмечается бедный словарный запас. Они не могут последовательно рассказать историю, которая с ними произошла, не могут пересказать прочитанную им книжку. У детей 3 уровня ОНР в речи встречаются стойкие аграмматизмы, отмечаются нарушения слоговой структуры, фонематического слуха и полиморфное (множественное) нарушение звукопроизношения.

4 уровень ОНР часто выявляют у учащихся начальных классов, которые имеют остаточные нарушения лексико-грамматического строя речи. У многих детей отсутствует речевой контроль за поставленными звуками. Это серьезно влияет на успеваемость ребенка в школе.

В категорию детей с ОНР входят дошкольники с темповой задержкой речевого развития, с алалией, детской афазией, с педагогической запущенностью, билингвы (двуязычные дети) и пр.

Общеизвестно, что дошкольники с ОНР составляют группу детей с тяжелой речевой патологией. Если ОНР осложнено заиканием, или дизартрией, или ринофонией, или нарушением темпа речи, то коррекционная работа будет не только длительной, но и очень сложной. Индивидуальные занятия с таки детьми должны проводиться не реже 4 раз в неделю, групповые занятия – 3 раза в неделю. Родителям необходимо мобилизовать всех членов семьи на выполнение домашних занятий по заданию логопеда.

Практика показывает, что данная категория детей испытывает большие сложности в школе. Для улучшения работы нервной системы им требуется постоянная медикаментозная поддержка до 14-16 лет и консультации невролога 2-4 раза в год.

Помните, что речь – это функция головного мозга. Центральная нервная система – это главный центр управления нашим организмом. Она состоит из головного и спинного мозга. И если речь, как лакмусовая бумажка, показывает, что нервной системе нужна помощь, то не откладывайте посещение невролога.

Берегите своих детей, помогайте им, выполняйте предписания врачей и рекомендации логопеда.