Меню

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития (ЗРР) – это отставание речевого развития от общепринятых норм у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. Диагноз ЗРР ставит невролог детям до 3 лет. После трех лет малышу проводят комплексное обследование для уточнения диагноза и причины речевой патологии.

Если посмотреть на таблицу речевого развития, то можно увидеть этапы развития речи до 3 лет и сравнить с речевыми возможностями Вашего ребенка.

1 год - Ребенок способен произносить 15-20 слов
2 года - У ребенка появляется фразовая речь, словарь состоит из 250-300 слов.
3 года - Ребенок пользуется развернутой фразой из 3-4 слов, рассказывает простые стихи. Словарь составляет около 800 слов.

В последнее время к логопедам все чаще обращаются родители, чьи дети значительно отстают от своих сверстников. У таких деток к 3 годам отсутствует фразовая речь и активный словарь составляет от 2 до 8 слов. Большинство детей правильно выполняют простые задания, показывают нужные предметы, соотносят их по форме, величине, цвету и размеру.

После обследования логопед составляет индивидуальный коррекционный маршрут, некоторым родителям рекомендует показать ребенка неврологу и врачу-сурдологу. Специалист составления графика занятий. Индивидуальные занятия проводятся не реже 4 раз в неделю. Успех зависит от коммуникабельности ребенка, его положительного эмоционального состояния и высокого уровня ответственности родителей.

Существуют случаи, когда ребенок не проявляет интереса к занятиям, логопедическим играм, интерактивным программам, интересным обучающим игрушкам. Ребенок перемещается по кабинету, открывает шкафчики, берет, ломает и выбрасывает игры, игрушки и пособия, не слушается родителей, дерется, кусает логопеда, родственников, детей. Некоторые родители понимают, что такое поведение требует коррекции и консультации психиатра, т.к. именно психиатры занимаются эмоционально-волевыми нарушениями, находят причину и назначают медикаментозную поддержку. Далее в работу включаются специалисты по коррекции поведения, а потом может подключиться логопед, если у ребенка первично сохранный интеллект и слух.

Малыши, которые проявляют интерес к играм для растормаживания речи, уже на первых занятиях показывают первый результат, чем очень радуют и вдохновляют родителей.

Если родители дома качественно выполняют с ребенком задание логопеда, результат не заставит себя ждать. Но нужно помнить, что детки с ЗРР требуют длительной логопедический работы и медикаментозной поддержки. К школе у таких деток не успевает сформироваться языковое чутье, остаются лексико-грамматические проблемы, а в школе на письме появляются специфические ошибки. Все это мешает ребенку усваивать школьную программу. Такие детки перед школой, а также в первом классе должны пройти курс по предупреждению нарушений письменной речи, чтобы избежать многих сложностей в начальной школе.