Коррекция звукопроизношения у детей от 4 до 7 лет является самыми распространенным запросом родителей.
У детей обычно нарушаются следующие группы звуков:
Свистящие (с, сь, з, зь)
Шипящие (ш, ж)
Аффрикаты (ц, ч, щ)
Соноры (л, ль, р, рь)
Заднеязычные (к, кь, г, гь, х, хь)
Звонкие/глухие согласные
Твердые/мягкие согласные
У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, и такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное), или мономорфное.
У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное), или полиморфное.
В любой из перечисленных групп различают три формы нарушения звуков:
· искаженное произношение звука (например – горловой звук Р)
· отсутствие звука в речи ребенка (например, коова вместо корова)
· замена одного звука другим (колова).
Логопед обследует ребенка, выявляет нарушенные звуки, составляет план коррекционной работы и приступает к постановке звуков. После того, как ребенок научится произносить звук изолированно, наступает следующий длительный этап работы, который связан с автоматизацией поставленного звука в слогах, словах, коротких предложениях, длинных фразах, в текстах, скороговорках. Заключительным этапом коррекционной работы является дифференциация поставленного звука с мягкой парой и с парой по звонкости или глухости.